Аюрведа  >  Статьи по Аюрведе  >  Аюрведа и нада-йога

Аюрведа и нада-йога

Йога звука (нада-йога) в аюрведеАюрведа – это не просто наука о жизни, это учение, позволяющие восстановить гармонию окружающего мира со своим внутренним миром.

Она охватывает все аспекты человеческого бытия и через определенные практики позволяет достичь истинной жизни, здоровой духовно и физически.

Учение аюрведы тесно переплетается с различными практиками йоги, доши человека при этом начинают восстанавливаться и приходить в равновесие. Нада-йога также имеет свое отражение в аюрведе.

Нада – означает «звук», а под понятием Нада-йога подразумевают внутренний звук человека, тонкую звуковую вибрацию.

Нада-йога учит непрерывно и последовательно осознавать звук, достичь, таким образом, просветления и расцвета сознания.

Состоит это осознание из четырех стадий:

  1. Вайкхари – слышимый нами звук, например, возникающий в результате удара по струне или нашего разговора.
  2. Мадхьяма – почти неслышимый шепот, тон на границе между слышимым и неслышимым звуком.
  3. Пашьянти – видимый, но неслышимый тон, вид мысленного звука. В этой степени тонального проявления звук более близок нашему уму, а не слуху. Пример пашьянти – музыка, которую мы иногда можем услышать во время дремоты, такой себе «видимый» или «воображаемый» звук.
  4. Пара – потусторонний неслышимый звук, слышимое молчанье. Это последняя стадия глубокой медитации, предшествующая самадхе (состояние просветления, приводящие медитирующего вплотную к нирване).

Нада-йога - стадии осознания звуков

Осознание этих четырех звуков развивает внутреннюю осознанность. Йогин, практикующий нада-йогу, поначалу начинает выделять из общего гула отдельные звуки: шелест листьев, щебетание птиц, шум моря и т.д.

На следующей стадии осознания звуки выделяются им более отчетливо: за одним начинает следовать другой.

Йог должен суметь, слушая один звук, параллельно следовать за другим. Постепенно первый выделенный им звук начинает стихать, но появляется уже третий и т.д. В процессе регулярной практики, практикующий начинает все проще распознавать и яснее слышать звуки.

Играя, обрести сиддхи

Легенда возникновения нада йоги

Особенно нада-йога подойдет тем, кто по какой-либо причине развил у себя более острый слух, чем другие. Например, это могут быть музыканты, композиторы, любители музыки или слепые люди.

Ведийский мудрец Риши Яджнавалкья говорил, что умеющий играть на струнном инструменте «вине», может легко управлять также и праной, направляя ее в центральный канал «сушумна» (он проходит вдоль спинного мозга) и стать высшим йогом, обрести сверхъестественные силы. Это то, чему обучает нас практика Нады.

Здесь стоит упомянуть о биографии сиддха (высшего йогина) Винапы, имя которого и пошло от упомянутого выше древнеиндийского музыкального инструмента.

Винапа был принцем, очень любившем игру на вине. Ни учеба, ни государственные дела, ни наслаждения – ничто не интересовало его так, как музыка. Однажды его посетил странствующий йогин Буддхапа, который очень впечатлил принца.

Буддхапа спросил, не желает ли тот последовать пути Дхармы (определенные устои, пути благочестия). Принц выявил к этому больше желание, но сказал, что не может оставить свой инструмент. Если возможно медитировать, не оставляя игру, то он согласен.
Учитель научил Винапа медитировать на звук его музыкального инструмента.

Практикуя это Винапа полностью очистил свой ум, устранил его двойственное представление, обрел просветление сиддхи и вошел в историю как великий святой.

Это наглядный пример того, как музыка – слышимый звук, открывает дверь в мир неслышимых, мысленных звуков. Мир самосветящегося беспредельного света – Нитья-Сваям-Джьоти.

Сила звука

Сила звука и мантр в нада-йоге

Звук – качество Эфира, как говорится в Ведах. Именно этот первоэлемент стал основой всего сущего, создал нас и нашу Вселенную. Именно с изначального звука Пранава (Ом или Аум) создался наш материальный мир и все мы.

Возникающая во время пения мантры «Ом» вибрация в физическом мире соответствует вибрации появившейся в момент создания Вселенной. Это одна из наиболее важных мантр, она придает человеку сил, очищает ум, убирает депрессию, наполняет счастьем и гармонией. Она является мощнейшей защитой.

Мантры – это еще одна из сторон того, как действует звук. Имея различное качество, разные звуки по-разному на нас воздействуют. Благостные звуки пробуждают в нас такие прекрасные чувства, как любовь, сострадание, они раскрывают наше сердце, очищают сознание.

Страстные же звуки, привязывают нас к материальному миру, заставляют действовать – это наш обычный язык на котором мы разговариваем. Ругательства относятся к языку незнания – они отупляют и загрязняют сознание, делают нас невежественными.
Мантры имеют особую чистоту вибраций, они воздейстуют на наш ум особым образом.

Они способны очистить Самскару – то воспоминание и впечатление, которое осталось в нас из предыдущих воплощений. Это очень важное свойство мантр.Сила звуков мантр в аюрведе

Методы Нада-йоги посредством мантр используются также и в Бхакти-йоги, где йогин, исполняя мантру Джапу, пытается осознавать ее, а потом переходит на уровень, где мысленно ее произносит.

Он пытается слышать тонкие и мысленные звуки.

Основы аюрведы строятся на чистоте и осознанности, в чем переплетаются и с чистотой звуков которые человек слышит и теми, которые произносит.

Начать осознавать окружающие и внутренние звуки – первая ступень в практике Нада-йоги и полезное умение для аюрведы.

Оставить комментарий