Аюрведа  >  Статьи по Аюрведе  >  Ментальные причины появления болезней в Аюрведе

Ментальные причины появления болезней в Аюрведе

Ментальные причины заболеваний в аюрведеДревняя наука исцеления аюрведа основывается на принципах гармоничного, целостного образа жизни, единства внутреннего и окружающего мира.

Ее отличительная черта –индивидуальный подход к каждому пациенту, с учетом его психоэмоционального состояния, особенностей конституции и метаболизма.

Сама болезнь в аюрведе имеет свое особое значение. Она является сигналом о том, что заболевший сбился с пути, забыл о своей истиной цели и духовной природе.

Больной пребывает в состоянии чрезмерного отожествления себя с материальным телом.

Именно для восстановления осознания духовной сущности человека, восстановления его гармоничного существования в этом мире аюрведа изначально и была принесена в наш мир. По ее учению «абхарма» или неправедность, в том числе и потеря осознания божественного – вот главная причина всех нарушений.

Утрата осознания Бога внутри себя и во всем окружающем, нарушает гармонию, образуя пустоту внутри человека. Со временем эта пустота наполняется страданиями, тоской, суетой и материальными ценностями, что приводит поначалу к духовным, затем к умственным, а потом и физическим болезням.

Дурные деяния, совершенные в прошлой и текущей жизни, негативно отражаются на состоянии здоровья человека и целого мира. Аюрведа призвана помочь осознать это и исправить.

Учение вед смотрит на тело как на важнейший инструмент духовного познания мира и является ценнейшим средством к освобождению. Ведя праведную и достойную жизнь в теле, человек постепенно готовится к принятию высших духовных истин и переходу в более высокие миры.

Таким образом, аюрведа помогает человеку восстановить плохое здоровье и поддержать хорошее, чтобы ничто не мешало ему на пути исполнения своего предназначения. Она дает возможность осознать связь болезней в материальном теле с проблемами духовного мира и посредством практик достичь исцеления.

Предназначение человека. Четыре основных аюрведических цели

Четыре цели в Аюрведе

Веда учит о четырех основных целях (пурушартх) каждого человека:

  1. Дхарма (долг, предназначение).
  2. Артха (материальные блага).
  3. Кама (физическое и эмоциональное удовлетворение).
  4. Мокша (освобождение из цикла рождений и смертей).

Рассмотрим их более подробно.

Первая – Дхарма, означает – долг, обязанности перед обществом, предназначение в этой жизни. Человек должен понять и найти «свое место» в жизни и занять его, выполнить на него положенную миссию. Только при соблюдении этого условия он сможет быть здоровым, счастливым и возрастать духовно.

Высшее предназначение подразумевает под собой служение всему живому, индивидуальное же предназначение – поиск и реализация личного таланта. Суть в том, чтобы найти этот свой талант и отдавать силы на его реализацию, а не на то, что лишь приносит деньги и «кормит».

Дхарма - 4 цели в аюрведе

Выбирая престижную и хорошо оплачиваемую работу взамен на то, к чему зовет сердце, мы подвергаем риску собственное здоровье. Согласно современным данным 90% тех, кто перенес сердечные приступы, недовольны тем, чем занимаются. Сердце – первое, что заболевает, в случае, когда человек не слушает его и не выполняет своего предназначения.

Артха – материальное благосостояние, получаемое в результате выполнения своего предназначения (дхармы). Однако, главное условие достойности этой цели – соблюдение ведических моральных принципов, то есть не должно быть никакой привязанности к накопленному богатству. Оно лишь призвано восполнять материальные потребности человека, обеспечивать его благосостояние и здоровье.

Кама – удовлетворение желаний и потребностей, исходящих из естественного стремления получить радость и счастье. Речь идет о природных желаниях, порождаемых чувствами вкуса, слуха, зрения, осязания и обаяния.

Причем плохие желания влекут за собой болезни, хорошие – здоровье. Аюрведа придерживается принципа: не запрещать плохие желания, а заменять их на альтернативные хорошие. Кама – низшая ступень из всех четырех, так как доступна даже животным.

Мокша – основная цель, которой следует подчинять все остальные. Она представляет собой постепенный отказ от чрезмерных и необузданных желаний и страстей на пути к освобождению. Мокша в аюрведическом значении – это обретение гармонии и единства духа/души человека (Атмана) с Вселенским Абсолютом/Брахманом (сознанием).

Освобождение души в аюрведе

Яма и Нияма – принципы взаимоотношений с внешним и внутренним миром

Достижение всех вышеперечисленных целей тесно связано со здоровьем. С одной стороны, они создают условия для хорошего здоровья, с другой – здоровье является важным условием для того, чтобы эти цели реализовать.

Кроме того, реализация предназначения связана и с эмоциями человека, которым аюрведа также отводит особое значение. Любые эмоции следует проанализировать и понять, проследить их истинную причину, момент зарождения.

Для этого важно научиться пребывать в осознанном состоянии: осознавать текущий момент, пребывать «здесь и сейчас». Практикуя это, человек будет опережать негативные эмоции, попросту не давая им развиться и перерасти в различные болезни.

Предназначение человека - яма и нияма

Чтобы воспринимать мир правильно, аюрведа рекомендует придерживаться правил Ямы и Ниямы.

  1. Яма включает в себя принципы поведения в обществе (с внешним миром). Это:
    • Ахимса (ненасилие);
    • Сатья (праведность: отказ от лжи и самообмана);
    • Брахмачарья (воздержанность, контроль своих чувств и желаний);
    • Астея (неприсвоение чужого);
    • Апариграха (воздержание от владений).
  2. Нияма – правила личного поведения в повседневном образе жизни. Включает в себя:
    • Сантоша (удовлетворенность);
    • Шауша (чистота);
    • Свадхьяя (самосознание);
    • Тапас (самодисциплина);
    • Ишвара пранидхана (поклонение Богу).

Таким образом, главное понять, что ежедневными действиями мы сами создаем свое здоровье или его нарушения.

Оставить комментарий