Аюрведа  >  Статьи по Аюрведе  >  Мармы – точки пересечения биоэнергетических каналов нади

Мармы – точки пересечения биоэнергетических каналов нади

Мармы - что это?В нетрадиционной медицине немалой популярностью пользуется метод воздействия на определенные точки (биологически активные зоны): точечный массаж, акупунктура (к которой относятся иглоукалывание, игнипунктура). В аюрведе тоже упоминаются подобные точки. Их название “мармы” в переводе означает “скрытые”, “чувствительные”, “уязвимые”.

Мармы представляют собой некие энергетические центры, точки пересечения материи и сознания. Все они связаны друг с другом тонкими энергетическими каналами-потоками “нади“, которыми пронизано все тело, и по которым циркулирует прана (жизненный ветер).

Теория марм (мармавидья) существенно повлияла на развитие варма-ати (индийских боевых искусств), йоги, аюрведы, астрологии. Всего выделяют две основные ветви науки о мармах:

  1. Тамильская, основателем которой считается сиддха Агастьяра.
  2. Керальская – более известная, изначально отраженная в работах Сушруты. Она письменно зафиксирована в таких аюрведических трактатах, как “Сушрута-самхита”, “Марманиданам” и “Мармарахасьянгал”.

Эти точки занимают важное место в аюрведической медицине. Ежедневное воздействие на некоторые из них рекомендуется проводить посредством полного масляного самомассажа “абхьянга“. Применяемые в таком массаже мармы, улучшают общее состояние человека, способствуют долголетию и восстановлению.

Также некоторые точки могут использоваться в качестве специфического способа диагностики заболеваний или их лечения. Так, иногда некоторые из них начинают болезненно реагировать на пальпацию. Это случается из-за поражения органа, связанного с мармой, или наличия травмы в месте прохождения канала. Такая боль называется “отраженной”, она может помочь диагностировать проблему в организме.

Классификация марм и их значение

Мармы и их классификация

Аюрведическая медицина выделяет 107 марм (согласно классификации у Сушруты), наиболее важных из которых – 64. Эти 64 мармы делятся на три группы:

  1. Самые важные – кула мармы. При их повреждении могут быть очень серьезные последствия, вплоть до смерти. Знание о них было важно для воинов, чтобы защищать эти места, врачам для хирургического вмешательства или оказания помощи при травме. Методы нанесения ударов по данным точкам и их местонахождение в Индии строго охранялось. Это знание передавалось лишь проверенным ученикам, так как считалось опасным.
  2. Останавливающие – колу мармы. Воздействие на эти точки способно вызывать очень сильную, острую боль.
  3. Абхьяса мармы – наиболее часто применяемые, их повреждение не вызывает серьезных последствий.

Семь из 107 соответствуют семи чакрам (махамармы).

Мармы также делят по тому, на какую из дош они больше воздействуют, то есть на какой из пяти элементов: огонь, воду, землю, ветер или эфир. Точки пяти элементов называются ” панча бхутик мармас”. Перечислим основные из них:

  1. Вата-мармы:
    • адхипати (находится на макушке);
    • стхапани (так называемый “третий глаз”);
    • нила и манья (спереди на ее под ушами и сбоку от щитовидки);
    • набхи (сантиметров на пять ниже пупка);
    • басти (еще на 5 см ниже);
    • гуда (в самом низу копчика).
  2. Питта-мармы:
    • стхапани;
    • нила и манья;
    • хридайа (внизу грудины, под сердцем);
    • басти.
  3. Капха-мармы:
    • адхипати;
    • урви (средины бедер и плеч);
    • басти;
    • талахридайа (центр ладони с тыльной стороны);
    • кшипра (основание мизинца и большого пальца рук);
    • ани (точки над коленной чашечкой и над внутренней стороной локтевого сустава).

Мармы для вата-доши  Мармы для капха-доши

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть ее полный размер.

Мармы для питта-доши

Марма-массаж при дисбалансе одной из дош, помогает привести ее в равновесие и избавится от болезней, связанных с этим нарушением баланса. В зависимости от того какой из до массаж делается, отличается методика его проведения и действие на организм:

  1. Массаж от дисбаланса ваты согревает, питает. Используется много масла, движения мягкие.
  2. Массаж для питты расслабляет и успокаивает. Используется охлаждающее масло, прикосновения последовательные, неспешные, глубокие.
  3. Для капхи массаж должен быть тонизирующим, согревающим и бодрящим, масла используется меньше всего или его вообще заменяют присыпкой, гороховой мукой. Прикосновения интенсивные, иногда резкие.

Марма-терапия практикуется как отдельно, так и с другими лечебными аюрведическими методами, например панчакармой.

Мармы в йоге

Воздействие на мармы нормализует связь между физическим и тонким телом. Это может использоваться, и используется, в йоге. Специальные асаны могут применяться для стимуляции и приведения в баланс определенных марм. И наоборот: можно усиливать действие асаны, воздействуя на конкретные мармы.

Использование этих точек концентрации праны, имеют место и в практике дыхательной йоги – пранаямы. В данном случае практикующий пранаяму направляет и усиливает поток праны по определенным каналам к мармам с целью исцеления.

В йогической практике Пратьяхара, с марм, которые накапливают напряжении и закупориваются, снимается блокада с помощью методик расслабления и релаксации. Это позволяет энергиям свободно циркулировать, а человеку психически и физически восстановится.

Применяются мармы и в медитациях, и в мантрах.

Оставить комментарий